Региональный общественный фонд
"Международный стандарт" в РБ
ВАШИ ПРАВА, ПАЦИЕНТ
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ.
Из опыта наших коллег.

Азбука (само) защиты прав и безопасности пациента.
("Служба защиты прав и безопасности пациента», Санкт-Петербург, РФ).

Адвокат, способный помочь пациенту, пока редкость. Осваивайте методы предупреждения проблем и навыки (само) защиты.
Больше всего бед у пациентов от необоснованной доверчивости, особенно к обещаниям государства.
Ваш главный враг - вера в то, что без Ваших усилий проблемы здоровья будут своевременно, ответственно и компетентно решены бесплатным российским здравоохранением.
Главный способ (само) защиты - своевременные выводы и действия на основе полной и хорошо документированной информации.
Доказательства в медицине - это документы. Читайте и копируйте историю болезни, она пишется для Вас, а не только " для прокурора ".
Есть надежный путь для пациента в условиях ненадежности здравоохранения - знать и активно использовать все свои права.
Жизнь человека порой оказывается в некомпетентных руках. Помните, что с 1993 года их (руки) выбирает пациент. (В 1993 г. в РФ принят закон "Основы законодательства РФ о здравоохранении.)
Задавать вопросы пациент должен до тех пор, пока он в состоянии произносить слова.
Избегайте стен, в которых могут нагрубить. Грубость работника - это признак некомпетентности учреждения.
Качество медицинской помощи можете оценить по обеспечению трех "С" - своевременность, соответствие профессиональным стандартам, соблюдение прав пациентов.
Летальный исход или инвалидность от неправильного лечения - это реальность, но ее можно и нужно избежать.
М (Многознание пациента + многоопытнось врача) = (многознание врача + многоопытность пациента). Это уравнение положительного результата. Вы можете контролировать все его слагаемые.
Нехватка у работника здравоохранения времени или внимания для пациента - сигнал опасности. Реагируйте незамедлительно.
Оставьте иллюзии ненужности мер личной безопасности в медицине - современное здравоохранение на порядок сложнее любой отрасли промышленности.
Пока Вы сами что-то не измените, ничего не изменится.
Робость или лень в изучении и обсуждении проблем своего здоровья может быть губительна.
Скрывать от окружающих проблемы системы и свои ошибки свойственны и профессионалам. Не бойтесь задавать им прямые и конкретные вопросы.
Тема медицинских ошибок одна из "запретных", но не для людей, ценящих жизнь и здоровье.
Учитесь, учите других, но лучше на ошибках третьих.
Фатальность только там, где Вы безучастны.
ЦЦП (Цель цивилизованного пациента) - изучать, понимать и контролировать любую ситуацию, ибо жизнь одна, а диагностических и лечебных подходов много.
Шанс выйти победителем из любой ситуации обычно зависит от Вашей информированности + своевременности Ваших действий.
Щедрость в распространении Вами знаний и опыта способна спасти много жизней.
Экспертизы бывают независимыми и бесплатными, действуйте.
Юстиция делает выводы о работе здравоохранения преимущественно на основании выводов самого здравоохранения.
Ясность диагноза максимальна после вскрытия, но это один из самых дешевых и общепринятых методов диагностики. Сегодня есть десяток других, но более редких и дорогих. Заставьте систему начать диагностику с них.

Поскольку законодательство в отношении защиты прав пациентов в случаях недобросовестного отношения к ним «людей в белых халатах» пока недостаточно разработано, есть смысл пользоваться и такими рекомендациями:
Не обращаться к первому встречному коммерческому врачевателю и не очень увлекаться советами соседей и знакомых.
При выборе лечебного учреждения интересоваться его репутацией. Не слишком доверять рекламе. Просите документы о регистрации этой поликлиники или больницы, об образовании врачей.
Если Вы пришли к выводу, что вас обслужили плохо, не откладывайте второй визит. Попросите врача проверить ваше состояние и немедленно устранить болевые ощущения и другие неприятные проявления недуга.
Если со стороны врача последует отказ, напишите заявление о ваших проблемах на имя руководителя учреждения в двух экземплярах. На втором экземпляре, (остающемся у вас) он должен расписаться, удостоверив, что заявление принято. Требуйте немедленного принятия мер.
Если вы поняли, что силами медиков этого учреждения вы не сможете вылечиться, а вам нанесен серьезный ущерб, то немедленно обращайтесь в другую поликлинику. Требуйте сделать полное обследование и не только дать рекомендации, но и безотлагательно начать лечение.
Если все документы о неумелом медицинском обслуживании (неправильном предписании врача, отписке руководства, новом диагнозе другого врача, экспертизе и др.) у вас на руках, и вы не хотите оставлять псевдоспециалистов безнаказанными, вам нужно обратиться в свою страховую медицинскую организацию, республиканский фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор, прокуратуру, с тем, чтобы врач, который должен нести полную ответственность за нанесенный вам ущерб, был к ней привлечен в досудебном порядке или через суд.


ЕСЛИ ВЫ НЕДОВОЛЬНЫ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
(или если вам причинили вред в медицинском учреждении)

Итак, куда деваться простому пациенту?

Первое, что надо сделать:
1.Выскажите по возможности грамотно и корректно свои претензии заведующему отделением.
При этом, если в устной беседе не удалось решить больные вопросы, то приступайте к следующему этапу:
2.составление письменного заявления руководителю медицинского учреждения.
Письмо оформляется по общему правилу, в 2 экземплярах: один передается через секретаря главному врачу; на 2-м экземпляре (который вы оставляете себе) секретарь делает пометку о принятии данного заявления (дату, подпись). По общему правилу - ответ на ваше заявление должен быть выслан в течении 1 месяца.
В вашем заявлении надо коротко и ясно изложить суть того, что вас собственно не устроило, а также ваши предложения по решению данного конфликта. Не следует «перегибать палку» с денежной компенсацией или пугать руководство учреждения обращением в суд, в прокуратуру или в администрацию президента. Это и без угроз является Вашим правом на любой стадии конфликта. Самое главное, прежде чем садиться за письмо надо ясно себе представлять реальную сторону дела, а именно:
1) было ли на самом деле нарушение со стороны медучреждения (вполне может случиться, что никто ни в чем не виноват);
2) если причинен вред, то сколько приблизительно он может «стоить» и т.п.
Если ответ от непосредственных нарушителей Ваших прав Вас не удовлетворяет, не стоит тратить время на переписку с более высоким медицинским начальством - ответ, скорее всего, будет однотипным (одно же ведомство). В данном случае, обращение в суд - наиболее реальный путь защиты гражданских прав в медицине, как и в любой другой сфере общественной жизни. Итак, следующим этапом будет:
3.составление искового заявления в суд.
Здесь нужно сказать, что судебное разбирательство довольно сложный процесс, требующий много времени и денежных затрат. Правда, в случае принятия решения в Вашу пользу судебные расходы взыскиваются с виновной стороны и возвращаются Вам. Кроме этого, иски по данным основаниям освобождаются от госпошлины.
При всех сложностях и порой довольно длительном разбирательстве суды являются самой серьезной и наиболее реальной мерой защиты граждан при осуществлении ими своих прав. Поэтому значение судов в решении медицинских конфликтов, как разновидность гражданско-правовых споров в ближайшие годы будет заметно возрастать.
Обращение в суд по «медицинскому» вопросу имеет некоторую специфику. Самая главная особенность - это знание судебно-медицинской экспертизы. Ее проводят специалисты Бюро судебно-медицинской экспертизы, при этом эксперты дают расписку о предупреждении об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Перед экспертами ставятся вопросы, которые необходимы для принятия судебного решения. При этом вопросы может формулировать как суд, так и стороны, участвующие в процессе. Поэтому грамотно составленные вопросы во многом облегчают работу экспертов и помогают более полно охарактеризовать качество оказанной медицинской помощи.
Исходя из сказанного, прежде чем идти в суд, надо быть уверенным в том, что Ваши исковые требования достаточно обоснованны, Ваше заявление процессуально грамотно оформлено и Ваше дело имеет определенные шансы на успех. При этом, чтобы не отвлекать малоперспективными исками и без того перегруженные районные суды, следует непременно обратиться за консультацией к специалистам, компетентным в области медицинского права.
Как известно, существует такое понятие, как досудебная экспертиза. Именно с помощью такой независимой оценки Вашей истории болезни можно сориентироваться в направлении Ваших дальнейших действий и определить, какой из путей защиты Ваших прав наиболее эффективен.
Hosted by uCoz